В помощь родителям



Притча о маме









                      Норма чтения в начальной школе




Телеканал "Радость моя"





 Примерный список школьных принадлежностей 
для 3 класса
1. Обложки для учебников 3 класс               
                         2. Обложка для дневника 
3. Пенал:
2 шариковые ручки (не круглые, а с "ребрышками")
2 простых карандаша,
линейка 20-25 см,
линейка-треугольник, 
ластик, точилка для карандашейцветные карандаши.

4. Тетради:
4 тетради в мелкую клетку в однотонных обложках без рисунка (12 листов)
6 тетрадей в широкую линейку  в однотонных обложках без рисунка (по 12 листов)
Тетради должны быть:
без слов "Тетрадь" на обложке;
с 6-ю линиями для подписи, с полями;
допускаются только тетради с 12 листами;
Тетради ручкой не подписывать 
Тетради должны быть обложены
Папка для тетрадей
Для уроков труда и рисования 
набор цветной бумаги, набор цветного картона, ножницы (с тупыми концами), клей-карандаш, клей ПВА,
 альбом для рисования, краски акварельные 12 цветов, баночка для воды "непроливайка", пластилин, цветные карандаши, кисточки для акварели.
Собираем природный материал: жёлуди, шишки, листочки, соломка, декоративные цветы.
Школьная форма
Сменная обувь
Тканевая сумка для сменной обуви
Спортивная форма (для улицы и спортивного зала: спортивный костюм, футболка, спортивная обувь)






Компьютерная зависимость у детей
Никто не оспорит тот факт, что компьютеры достаточно прочно вошли в нашу жизнь. Современные дети и компьютер иногда становятся настолько взаимосвязаны, что возникает компьютерная зависимость у детей. Современное поколение воспринимает технику, и компьютеры в том числе, как нечто обыденное, давно известное и привычное. При определенных обстоятельствах компьютер может быть очень полезен. В интернете можно найти много полезной информации на самые разные темы.

Порой дети лучше и быстрее, чем взрослые, осваивают это техническое устройство: они самостоятельно устанавливают программы, беспрепятственно посещают игровой хостинг, бороздят просторы интернета.

Если раньше родители волновались исключительно за состояние физического здоровья своих чад, активно увлекающихся компьютером, то теперь их больше беспокоит психическое состояние детей. Это легко объяснимо: современные модели компьютеров имеют достаточную степень защиты, а вот от психологической зависимости они уберечь никак не могут. Рассмотрим, в каком возрасте и насколько по времени есть смысл допускать детей к компьютеру. 


Компьютер и дошкольник

Компьютер дошкольникам не нужен. Можно только периодически разрешать ребенку смотреть мультики или проходить развлекательные программы. Желательно, чтобы малыш проводил за компьютером не более 20 минут и делал это не более трех раз в неделю. При соблюдении этих условий компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста не возникает.

Компьютер и школьники
Семилетнему или восьмилетнему ребенку будет полезно получить некоторые навыки работы на компьютере. Считается, что подобное занятие способствует развитию логического мышления, творческих навыков, индивидуальных способностей. В старших классах, да и в средней школе, компьютер может стать верным помощником при разработке реферата или в поиске информации.

Школьнику следует заранее сказать о разрешаемом времени пользования компьютером. Необходимо постоянно следить за выполнением ваших наставлений, в противном случае вы и опомниться не успеете, как ваше чадо станет пламенным поклонником компьютера, тогда компьютерная зависимость у детей может стать серьезной проблемой. Главное, чтобы родители усвоили одну простую истину: компьютер является полезной, нужной покупкой, но только при правильном подходе к работе на нем и постоянном ограничении проведенного за ним времени.

Очень важно, чтобы ребенок имел настоящие увлечения в реальной жизни, которые приносят ему удовольствие. Конечно, занятия спортом не только увлекут его, но и оздоровят, закалят, сделают его сильным и выносливым. Это могут быть игровые виды спорта, гимнастика, борьба или плавание. Но это может быть и не только спортивное увлечение. Это может быть кружок рисования, авиамоделирования, конструирования, для девочек - фитодизайна, вязания и рукоделия, что угодно, лишь бы это было интересно малышу. Не стоит его заставлять, пусть выберет занятие себе по душе.

Кроме того, ребенок должен проводить достаточное количество времени на свежем воздухе. Обеспечьте ему условия для прогулок в любое время года. Прогулка намного полезнее сидения у монитора.

Ничто не может заменить нормальному ребенку человеческое общение. У любого человека должны быть друзья, товарищи, с которыми можно обсудить интересный фильм, книгу, какие-то интересные события в жизни. Если у ребенка нет друзей, помогите ему их найти. Общение в семье играет не менее важную роль. Часто компьютерная зависимость у детей возникает на почве серьезных семейных проблем или из-за непонимания между ребенком и родителями. Это может быть компенсацией нормального доброжелательного общения. Ведь в интернете или играх никто не кричит, не ругает, не заставляет что-то делать. Нагружайте ребенка посильной работой по дому, приучайте к труду, у него должны быть определенные обязанности.

И еще один момент. Проблема дети и компьютер часто возникает в тех семьях, где родители сами проводят часы, приклеившись к монитору, подают плохой пример. Лучше поиграйте с ребенком в шахматы, настольную игру, поговорите на интересующую его тему, даже фильм интересный посмотреть вместе намного полезнее, чем сидеть за компьютером. Я думаю, родители получат много позитивных эмоций от такого совместного досуга.

В любом случае, четко ограничивайте время, которое ребенок проводит у компьютера, строго контролируйте это время. Часто дети сами это сделать не могут. Соблюдая такие несложные правила, вы сможете избежать проблем, и компьютерная зависимость у детей не коснется вашей семьи. Следующая картинка с правилами для родителей кликабельна, жмите на нее, и она откроется в новом окне в большом формате.

Зависит ли ваш ребенок от компьютера ?
В последнее время различные компьютерные игры, форумы, социальные сети, онлайн общение приобретают все большую популярность среди детей и подростков. Школьники проводят часы в чатах, соцсетях, активно общаясь, забывая о совместном времяпровождении в реальности, о прогулках и играх на свежем воздухе. Для некоторых детей компьютер и интернет – это другая очень интересная жизнь, которая рано или поздно становится проблемой для родных, близких и самого ребенка в первую очередь. Для родителей очень важно вовремя увидеть тревожные симптомы, принять меры и вернуть ребенка к нормальной реальной жизни.

Зачем нужен тест на компьютерную зависимость
С тем, что компьютерная зависимость – это психологическая проблема, которая негативным образом влияет на жизнь взрослого человека, думаю, никто спорить не будет. Для детей эта проблема намного глубже, чем для взрослых. Кроме того, для физического здоровья также нет ничего хорошего. Ребенок ведет малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе, наблюдаются отклонения в состоянии позвоночника, существенно ухудшается зрение. Если ребенок принимает пищу, продолжая играть в компьютерные игры, то и процессы пищеварения страдают тоже. Как следствие, снижается иммунитет, возникают проблемы пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, ожирение, нарушения обмена веществ, частые головные боли и прочие неприятности.

Чтобы не допустить развитие подобных заболеваний и нарушений, симптомы компьютерной зависимости необходимо вовремя распознать и принять меры, пока она не стала огромной проблемой для ребенка, для этого и существует тест на компьютерную зависимость. Стоит обратить внимание, изменяется ли настроение и общее состояние вашего ребенка, когда он выключает компьютер. Старайтесь всегда быть в курсе того, что происходит в его жизни, интересуйтесь его делами. Будьте внимательны, часто у детей, у которых компьютерная зависимость уже наблюдается, наступает период «эмоциональной тупости», когда он перестает выражать свои эмоции по отношению к тем людям, которых раньше любил. Это очень важный звоночек.


Когда надо бить тревогу

Тревогу пора начинать бить, когда ситуация выходит из-под контроля не только родителей, но и самого ребенка, когда имеют место такие симптомы компьютерной зависимости:
- ребенок не может по собственной воле покинуть игру;
- пренебрегает друзьями, родными, близкими;
- появляются проблемы в учебе;
- пренебрегает соблюдением правил личной гигиены;
- появляются расстройства сна.


Грамматические ошибки  

Кажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно известны. Это речевые нарушения (ребенок неправильно воспринимает слова на слух и ошибается при написании - например, вместо "б" пишет "п" и т. п.). Это и импульсивность, неумение контролировать свои действия. Это, наконец, незнание правил или неумение ими пользоваться.
Но, оказывается, можно взглянуть на проблему безграмотности и с другой точки зрения. То есть вспомнить о трех основных каналах получения информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и двигательный (кинестетический). У конкретного человека один из этих каналов развит лучше остальных, он и является главным, ведущим. Это отражается в основной деятельности школьника - учебной работе. Есть данные о том, что и характер грамматических ошибок у ребенка связан с особенностями его системы получения информации.
Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок, которые "режут глаз". Но зато он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные слова: "собирать" и "соберёт", где в слове может быть написана и буква "е", и буква "и".
Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать себе трудно произносимое слово, чтобы правильно его написать, - достаточно серьезное препятствие в освоении основ грамматики.

И наоборот, дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок.
Часто бывает, что у ребенка при хорошо сформированной внешней речи внутренняя речь в развитии запаздывает. Если прочитать вслух то, что пишет такой ученик, то может показаться: ему диктовал маленький ребенок. На самом деле это его внутренний голос говорит пока как малыш, коверкающий слова.
Специалисты советуют: чтобы научить такого школьника грамотному письму, надо помочь ему во взрослении его внутреннего голоса. Например, сказать: "Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как двухлетний ребенок".
Некоторые ошибки - это следствие определенных нарушений в развитии пространственных представлений. Пространственные отношения предметов передаются в языке с помощью предлогов. А ребенок может воспринять предмет вместе с предлогом как единое понятие ("подгорой", "влесу", "наголове" и т.д.). И напишет соответственно слитно. Выход - добиваться от ребенка точного понимания тех пространственных отношений, которые передаются предлогами.
Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т. д.). Например, когда рассматривает картинки, иллюстрации в книге. Или опишет то, что видит на прогулке в парке, при взгляде в окно и т.д. Учится располагать предметы и детали в соответствии с инструкциями (большой кубик на маленький, вилку слева от тарелки и т. д.).
Полезно такое упражнение: ребенка сначала просят нарисовать предложение, в которое включены предлоги. Например: "Подушка лежит на диване" или "Лодка проплыла под мостом". Затем это же предложение нужно записать словами. Или ребенок может записать только начало предложения "Подушка лежит на...", а потом подставит в него как можно больше слов ("на кровати, на полу, на окне"…)

Мы уже говорили о том, что у детей с ведущим визуальным каналом есть некоторые особенности, которые помогают им делать меньше ошибок на письме. Это умение запоминать, "фотографировать" слова глазами, а еще умение мысленно представлять слова.
Есть упражнения, помогающие развивать эти важные умения.
- Попросите ребенка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим, он задумал букву "у". Но вы-то этого пока не знаете! Назовите любое слово и спросите ребенка, есть ли в нем задуманная буква. Например, "арбуз". Чтобы ответить, ему придется мысленно "нарисовать" слово. Он отвечает, что в этом слове такая буква есть, вы предлагаете еще слова, пока не поймете, какая буква имеется в виду.
- Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании. На листе бумаги нарисуйте ленту кинопленки с кадрами и запишите в ней трудное слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребенка "сфотографировать" кусок кинопленки глазами. Затем сотрите буквы, оставив только контуры кадров. Ребенку нужно назвать, глядя на пленку, стертые буквы слова. Сначала в обычном порядке, потом в обратном, можно и вразнобой.
Многие упражнения и игры со словами будут полезны всем детям, осваивающим письмо. Родители могут делать это дома. Некоторым детям таких домашних занятий для преодоления грамматических ошибок недостаточно. Им необходимы занятия с профессионалом - логопедом. Сколько понадобится таких занятий, зависит от степени речевых нарушений у ребенка. Обычно стоит запастись терпением и не ждать мгновенных сдвигов.

Создавайте у ребенка установку на успех при запоминании и написании трудных слов (старайтесь не употреблять при этом частицы "не"). Предупреждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная установка звучит так: "Я запомню эти слова! Я буду писать их правильно!"
Если ребенок пишет с ошибками
Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть  желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.
Пропуск букв в словах
Одна из главных проблем правописания - необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: "Это твоя рука писала?" - "Да". - "Глазки видят?" - "Да". - "Тогда прочитай, что у тебя получилось!" Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?

В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.
Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:

- ребенок первый раз слышит слово;
- ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
- ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.

Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове "упражнение". Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:

- у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
- ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

Далее предлагаются упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.

"Магазин"

Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем "продаем" их, "рекламируя" по каждой букве:

а - ароматный;                  м - маленькая;
р - рубиновый;                  ы - ы-ы!;
б - большой;                     ш - шуршит;
у - укатить домой!;            ь - мягкая шубка,
з - звонкий;

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического (понятийного) образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

"Кузовок"

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: "Собираемся в лесок, наполняем кузовок!"; "Вот перед нами корзина, туда отправляется..." (картина, балерина, малина); "Вот коробка, смотрим, что там?" (лодка, бородка, сковородка); "Вот ящик, скорей клади туда..." (мячик, ларчик, мальчик); "Вот большой-большой пакет. Клади в него..." (табурет, билет, балет).

Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
"Древнерусское письмо"

Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение "Отважный Миша бежит от мыши" будет выглядеть следующим образом:

_тв_жн_й   М_ш_   б_ж_т   _т   м_ш_.

Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:

о_ _а_ _ый   _и_а   _е_и_   о_  _ ы_и.

Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать "древнерусское" письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

"Неудачный робот"

Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый - конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор "испытывает" робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова - только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:

по_ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ де _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ ик

Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

"Волшебный диктант"

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой "с" обозначаем как "+", слова с гласной "е" - "!", а все остальные - "/".

Так, предложение "Мы смотрим на птичьи стаи в небе" выглядит так:

/ + / / + / !

Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.

С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

"Словесный мяч"

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. 
         Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

 «Словесные цепочки»

В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз - бузина - народ -родник - никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

"Бухгалтер"

Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: "Дым, луг - вторая буква".

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: "ы", "у". Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы "м" и "г". Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах - от 3 до 7.
         Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

"Виселица, или "Балда""

Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово "апельсин" будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н .

Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова "балда". Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово "балда".

Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово - победа. Играя с взрослым, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.

"Матрешки"

В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для игры потребуется 10 больших карточек (размер 10x18 см), на каждой из которых написано по 10 слов (в двух столбиках), 100 маленьких карточек (размер 1,5 х 8 см) со словами, которые являются частью слов с больших карточек.

Перед началом игры каждый играющий выбирает себе большую карточку или несколько больших карточек, если играющих меньше 10. Затем выбирается "говорун", который забирает себе все маленькие карточки. Он медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесенное слово есть в составе слова на чьей-либо карточке, игрок кричит: "Мое!" - и закрывает маленькой карточкой слово на большой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все слова на большой карточке. Примеры слов на большой карточке: гроза, посёлок, красивая, коса, плуг, электричество, стройка, перепёлка, грабёж, конус.

Примеры соответствующих слов на маленьких карточках: роза, осёл, ива, оса, луг, три, рой, ёлка, ёж, ус.

Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас, развивает зрительную память.

Примечание: в упрощенном варианте это упражнение может выглядеть следующим образом. Напишите (напечатайте) на бумаге сложные слова, и пусть ребенок найдет все входящие в их состав короткие слова.

Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о "глупых" ошибках.




Если ваш ребенок слишком неусидчив и часто отвлекается - помогите ему.

Словесные замечания не очень эффективны, в силу своих возрастных особенностей дети умело пропускают их мимо ушей.

В первом - втором классе у них ещe не развито произвольное поведение (то есть умение действовать активно, самостоятельно, без поддержки со стороны).

Вот два способа, как этого добиться - просто и эффективно.

Предположим, ребёнок делает уроки.

Первый способ. "Секундомер".

Вы садитесь рядом, берeте в руки секундомер, а  ребeнок делает уроки. Как только он отвлекается, вы включаете секундомер. Потом можно просуммировать все отвлечения и подсчитать «чистое» время, которое потребовалось для того, чтобы сделать задание. Детей результат очень впечатляет. Сразу же сам собой отпадает вредный вопрос: "почему так долго делаются уроки".

Почему это работает: это наглядно покажет, куда уходит время.

Почему способ эффективен: как только включается секундомер, ребенок тут же снова берется за работу. Сначала можно сидеть рядом, а потом и в сторонке (но не забывайте наблюдать!).

Если секундомера нет, подумайте, чем можно его заменить. Например, секундная стрелка и запись на листочке.

Способ второй. "Песочные часы".

Даете задание, переворачиваете песочные часы и уходите.

Почему это работает: потому что это наглядно: ребенок видит, как "течет" время, и это помогает ему регулировать темп своей деятельности. Самому.


 "Вредные советы" для родителей
Вредные советы родителям
Наверно, каждому родителю знакома такая ситуация: вы что-то старательно делаете для своего ребенка из самых наилучших побуждений, желая ему только добра, но в ответ получаете от него протест и слезы. Ведь хотелось как лучше, а получилось наоборот. Почему же возникают такие кардинальные несоответствия между желаемым и действительным?
Дети – это зеркало семьи и того, что в ней происходит. Родители, часто неосознанно, усложняют жизнь и своего ребенка, и свою. Какими методами воспитания вы пользуетесь? Прочитайте эти «вредные советы», созданные психологами, и, быть может, вы узнаете себя?
Совет первый: волнуйтесь за ребенка круглые сутки. Не забывайте постоянно о своих волнениях ему напоминать. И тогда получите отличного невротика с повышенной мнительностью.
Вот вам совет второй: пресекайте любое проявление активности малыша. Дольше пеленайте и кормите с ложечки. Ограничивайте его передвижения. В итоге получите очень смирного ребенка, который будет преданно смотреть на свою маму и шагу без нее не ступит.
Совет третий: строгим голосом постоянно критикуйте и сравнивайте своего сына или дочь с другими, более послушными, детьми. Почаще говорите о том, какой он бестолковый и неуклюжий, медлительный и неопрятный, что из него ничего путного не выйдет. Живя в условиях постоянного сравнения, дети не научатся слушать самих себя и не смогут научиться жить именно своей жизнью.
Четвертый совет: как можно меньше ласки, объятий, похвалы, нежности и общения с ребенком. Больше строгости и критики, и тогда жизнь неудачника ему обеспечена.
Совет пятый: как можно больше загрузите своего отпрыска самыми разнообразными заданиями, запишите его во все существующие кружки и секции, чтобы у него совершенно не было свободного времени.
Совет шестой: сделайте детей виноватыми во всех ваших неудачах. Вы ведь хотите вырастить закомплексованого, неуверенного в себе, человека.
Подведем итог: как говорится, загубили развитие личности вашего ребенка вы своими же руками, дорогие родители. А если серьезно, мы желаем своим детям только добра. Мы часто думаем, что действуем во благо, навязываем им свои мысли, решения, поступки. Это наша подсознательная мотивация. Уважаемые родители, дайте возможность вашему ребенку развиваться как самостоятельной личности, лишь тактично и грамотно направляйте его поступки в нужное русло. И тогда ваш ребенок, будучи взрослым, скажет вам спасибо.

10 шагов навстречу 


1. Не лгите детям. Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой доверия ребенка, в худшем случае – тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить. 



2. Если не знаете, что ответить ребенку, помолчите и подумайте. Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра» нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы сформулировать для себя причины своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, вы придете к тому, что боитесь не за ребенка, а за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если ее нормально воспринимает взрослый, который ребенку ее «преподносит». Сначала справьтесь сами с собой, затем говорите с ребенком. 

Только не лгите! 



3. Знайте: забывчивость – это тоже разновидность обмана. Пообещали – и забыли. И ребенок забыл. Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете – выполняйте. Если у вас плохая память – записывайте. Если вспомнили, что забыли, – поговорите об этом ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребенка к миру, учит его быть бязательным, дает ему понять, что вы его уважаете. 



4. Никогда не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Ах, как здорово ты нарисовал», глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно(!) скажите: «Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты 

нарисовал». Опять же – не обманывайте: когда закончите – обязательно посмотрите. 



5. Не делайте своему ребенку лишних подарков, откупаясь за то, что недостаточно уделяете ему времени. За свое отсутствие «платите» присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что «не долюбили» ребенка, – предшественник товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вел себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся. 



6. Если не правы, искренне просите у ребенка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло. 



7. При любой возможности позволяйте ребенку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет 

право на собственное мнение, и это мнение учитывается. 



8. Отказ принимайте всерьез. Если вы считаете, что ребенок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» – «Нет». Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать. 



9. Не конкурируйте за любовь второго родителя. Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте: «Кого ты больше любишь?» Ребенок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». В идеале, каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой. 



10. Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. 

Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело! 


                                                             

Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания

·         Посидите со своим ребёнком на первых порах  выполнения домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.

·         У Вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки: формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

·         Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед выполнения уроков.

·         Учите выполнять уроки в этом рабочем уголке.

·         Объясните ребёнку главное правило учебной работы—учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.  


·         Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.

·         Если ребёнок в Вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.
Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что Вам кажется·         простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

·         Учите Вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребёнок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнении уроков.

·         Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

·         Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт Ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

·         Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к Вам только в случае необходимости.

·         Каждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли Ваш ребёнок       через много-много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.

·         Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его  и Ваше здоровье.

·         В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье-с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!


·         

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Блог для учащихся и родителей 3"Б" класса МБОУ "Печорская гимназия"